Земля Таманская

Древняя межа континентов

 

Возможно, уникальность нашего края связана с близостью к

границе меж двух континентов. Впрочем, еще недавно эта 

граница шла по самой Кубани. Об истории вопроса рассказывает 

Виталий Витальевич Литвин, президент Краснодарского краевого центра ЮНЕСКО:

—  Начиная с декабря 2009 года краевой Центр ЮНЕСКО в партнерстве с краевым от­делением Русского географического общества предпринимает шаги для установки двух па­мятных знаков: на мысе Панагия как крайней юго-западной географической точки России и на территории станицы Тамань — границы между Европой и Азией. Пока знаки по разным причинам не установлены. Если мы предлагаем место для установки знака, то мы точно знаем, что рубеж Квропа-Азия именно там и проходит.Хотя граница не один раз менялась.

     Последний раз — в 1964 году в Лондоне, где состоялся XX Международный конгресс Все­мирного географического союза. До конгресса граница проходила так: по вершинам Уральского хребта, потом по реке Урал, потом по северо-за­падному урезу воды Каспийского моря до побе­режья Дагестана и далее но вершинам Главного Кавказского хребта до станицы Тамань, а потом но морской акватории Черного моря прямой пи­нией тянулась до Босфора.

—  Хорошо, что изменил конгресс в Лон­доне, вы сейчас расскажете. Но кто установил границу, которую вы только что обозначили?

—  Было какое-то решение или Верховного Совета СССР, или еще раньше — в тридцатых го­дах — Совнаркома. Но эти документы я не видел.

      Если же говорить в больших хронологических масштабах, то человечество рано осознало, что они различны — Европа и Азия: ландшафтом, климатом, животным и растительным миром. А позже — геополитическим и экономическим устройством государств, религиями, антропо­логией. Если участку границы от Карского моря до Дона всего двести лет, то южный участок гра­ницы очень древний. Думаю, хронологически эту границу стали устанавливать примерно две тысячи лег назад — между Фракией и Фригией!

 

     Эти представления о различности континентов позже подхватили греки. Геродот изучал этот вопрос, и вообще - омывается ли с севера Европа и Азия водой? Птолимей считал, что граница идет по Меотийскому озеру (Азовское море) и Танаису (Дону).

     Русские ученые тоже "двигали" границу. Михайло Ломоносов предлагал границу гораздо западнее - по Северной Двине, а Василий Татищев - по Уралу. Последнего поддержали фон Сталенберг и Александр Гумбольдт, ученые моровой известности тех времен. Эти представления о границе между континентами продержались до 1964 года.уточнил

    Лондонский конгресс "уточнил" эту границуи полностью "перенес" Кавказ в Азию. Вершина Европы теперь не Эльбрус, а Монблан. И Краснодар переместился из Европы в Азию. Теперь граница идет по восточным отрогам Уральского хребта (Уральские горы стали полностью европейскими), потом по реке Эмбе до Каспийского моря, потом по берегу до реки Кумы, поднимается по течению и переходит на приток Дона - реку Маныч. Ну а далее - по Дону, по урезу воды восточного побережья Азовского моря, по Керченскому проливу и через Черное море - на Босфор.

   То есть отдыхающие и местные жители в Ейске, Приморо-Ахтарске, Темрюке, Голубицкой, Тамани на кромке прибоя, на урезе воды могут себя чувствовать одной ногой в Азии, другой - в Европе.

 

 

 

 

Казак без веры не казак

Тамань – колыбель Кубанского казачества.  Пустынный таманский берег казаки сделали процветающим краем. И в этом им помогала православная вера. Через год после высадки на Тамань казаки построили церковь  Покрова Пресвятой Богородицы, где получали благословление на добрые дела,  крестили детей, просили помощи.

Станица росла, население увеличилось. Храм Покрова Пресвятой Богородицы уже не мог вместить  в своих стенах всех прихожан во время службы. Спустя десятилетия в  станице Тамань на пожертвования жителей был построен еще один храм – Вознесенский. Он располагался в центре станицы, в районе нынешнего  сквера  имени Антона Головатого, поближе к набережной, к улице Шмидта. Здесь была дорога, мощенная булыжником. Храм запечатлен на нескольких фотографиях, копии которых хранятся в Таманском археологическом музее.  Красивый, величественный. Его хорошо было видно со всех точек станицы. Он был построен в 1880 году, разрушен в 1938 году. Храм простоял всего 58 лет. Церковная утварь была отправлена в столицу  еще раньше, в 1916 году. Возможно, она хранится в Эрмитаже. К сожалению, никаких материалов, кроме фотографий и керченского камня, служившего основанием храма, мы не располагаем.

Как рассказывает заведующая отделом археологии Таманского музейного комплекса Эльмира Устаева, храм располагался на самом видном и почетном месте в станице, на большой площади рядом с правлением. Здесь  в праздники и по особо важным событиям  собирались казаки.

– Очертания  фундамента хорошо видны и сейчас. В десятках метрах от памятника казаку сохранилась  основа фундамента из керченского камня. Судя по размерам и форме фундамента, здесь была колокольня, которая затем соединялась  переходом со зданием церкви.  Рядом располагалось и церковное кладбище. На фотографии отчетливо видны два купола – храма и колокольни. Памятник казаку был установлен в 1911 году, и на фотографиях  более позднего периода (1928–1930 годы) запечатлены памятник и храм,  во время археологической экспедиции А. А. Миллера, – поясняет Эльмира Радифовна.

Она также  рассказала, что тогда здесь была  большая площадь, строений было очень мало. С этой точки хорошо просматривался Храм  Покрова Пресвятой Богородицы. Неслучайно взгляд казака направлен в сторону первой церкви на Тамани. Такое впечатление, что и памятник, и оба храма специально расположены на одной линии, будто символизируя единство казачества и православной веры.

Память о храме живет в станице. В  православные праздники казаки и прихожане Храма  Покрова Пресвятой Богородицы проводят крестный ход к тому месту, где возвышался над станицей  Вознесенский храм.

По материалам газеты "Тамань"

От Гермонассы до Тамани

Торговый город

                                                                                                                    

История возникновения города начинается с VI века до н. э. Он был основан греками с острова Лесбос и получил название Гермонасса. Тогда же вошел в состав Боспорского царства. С самого начала город

имел двухэтажные каменные дома с печами и зернохранилищами. Здания крылись черепицей и содержали по 5 комнат. В центре города располагался акрополь. А неподалеку от горо- да высился храм Афродиты.

В VI веке город был завоёван

Тюркским каганатом и с этого времени получил новое название - Тумантархан, которое происходит от тюркского титула «тархан» и слова «тумен», обозначавшего у кочевников войсковое подразделение в 10 тысяч

человек.

Вскоре после распада Тюркского каганата Тумантархан стал хазарским, хотя византийское влияние не прекратилось. В это время здесь селились греки, армяне, хазары, булгары, аланы, зихи, касоги. Пестрой была и религиозная ситуация: православие соседствовало с иудаизмом и язычеством. Основная часть населения была занята в торговле. Кстати, историки называют несколько значений названий города:

- Тмутаракань, Тумантаркан, Тумантархан - одно из сложнейших названий, - говорит доктор исторических наук Валерий Касьянов. - До X века, пока территорию не завоевала Киевская Русь, Тумантаркан был одним из крупнейших городов. У татаро-монголов «тьма» - это поселение. «Таркан» - укрупненное.получается «тумантаркан» - укрупненное поселение. Но если обратиться к древнеславянскому языку, появляется другое объяснение. «Тму, тьму, туму» обозначает край, отдаленную часть территории. Что, впрочем, тоже соответствует действительности.

Выгодно, но опасно?

После разгрома Хазарского каганата в 965 году киевским князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Киевской Руси. Тогда-то и появилось название Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань). В это время это был крупный торговый город с хорошей гаванью. Победив «ясов и касогов», великий князь Святослав решил задачи внешней политики, направленной на расчистку торговых путей по Дону и Волге, и основал военно-торговую факторию в Тмутаракани. Удачными военными действиями он как бы подытожил устремления своего отца - киевского князя Игоря Старого, направившего славянские дружины к берегам Каспийского моря, но не сумевшего достичь видимых политических успехов. Успешный поход Святослава Игоревича против северокавказских племен и основание военно-торговой фактории в самой Тмутаракани упрочили положение руссов на Таманском полуострове. Появление же Тмутараканского княжества связывается с 988 г., с захватом Владимиром Святославовичем ряда крымских городов. Владимир Святославович в 989 г. закрепил Тамань за Русью и посадил там княжить своего сына Мстислава. Образование Тмутараканского княжества сыграло огромную роль в дальнейшем развитии русско-северокавказских контактов во всех сферах: торгово-экономической, культурной, военно-политической. В состав княжества входили сам город Тмутаракань и окружавшие его сельские территории, в Крыму - Керчь с сельскохозяйственной округой. В подчинении Тмутараканского княжества находился город Белая Вежа. Благодаря своему выгодному положению Тмутараканское княжество контролировало Подонье, Кубань и Нижнюю Волгу. Какое-то время Тамань определяла политику всего Северного Кавказа. - С одной стороны, место было очень выгодным, - говорит Валерий Касьянов. - Деньги здесь делались просто из воздуха -поскольку шла бойкая торговля. Но в то же время жители города подвергались постоянным набегами, жить в Тмутаракани было достаточно опасно.

Платили дань и поставляли воинов

Население Тмутараканского княжества состояло из местных племен - адыгов, алан, болгар, хазар, готов, а также греков, славянских ремесленников и купцов. Здесь же размещалась княжеская дружина. Окрестные племена находились в зависимости от князя, платили ему дань и поставляли воинов в период военных действий. Княжество оказывало сильное влияние на развитие культуры народов Северного Кавказа. Город Тмутаракань был крупным культурным и христианским центром и сыграл видную роль в распространении христианства на Северо- Западном Кавказе. В княжестве существовало два христианских храма, в начале XII века была построена церковь Богородицы. Под самой Тмутараканью учеником Феодосия Печерского Никоном был основан монастырь - филиал Киево-Печерского. Никон здесь долго жил, и ему главным образом обязаны попавшими в летопись сведениями о Тмутаракани. Из этого следует, что в княжестве была развита письменность. Дальнейшая судьба Тму- тараканского княжества из отечественных источников не прослеживается, что вовсе не означает прекращение его существования. Тем не менее, Тмутаракань, оторвавшись от Руси и попав в сферу влияния Византии и степных народов Северного Кавказа, прежде всего половцев, продолжала жить своей жизнью. Арабский географ Идриси при описании около 1154 г. Черноморского побережья сообщает, что Матарха (еще одно название Тмутаракани), расположенная в 20 милях от «устья Русской реки», весьма древний город, а имя его основателя неизвестно, Матар- ха окружена возделанными полями и виноградниками; цари ее весьма отважны, мужественны, предприимчивы и весьма грозны соседним народам. Город этот густо заселен и весьма цветущ; в нем бывают ярмарки, на которые стекается народ из всех близких и дальних краев.

Кубань хранит немало тайн

              Тамань вызывает интерес у исследователей

                                                                                                                      

Государство вместе с бизнесом

На Кубани есть места, которые традиционно показывают гостям, есть легенды, которые рассказывают из поколения в поколение. Но земля наших предков хранит еще много тайн, которые так хочется разгадать, чтобы строить музеи, восстанавливать храмы, воспитывать молодежь. И такая работа ведется. Один из самых ярких тому примеров - музей под открытым небом «Атамань», который, несомненно, стал одной из визитных карточек края. Реализуются и многие другие проекты, благодаря кото- рым познается древняя история Кубани. А воплотить их в жизнь позволяет эффективное государственно-частное партнерство администрации Краснодарского края и благотворительного фонда «ВольноеДело». Так, совсем недавно в Краснодарской краевой универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина состоялась презентация второго и третьего томов академического издания «Античное наследие Кубани» и второго тома воспоминаний известного кубанского ученого, писателя и общественного деятеля Ф.А. Щербины, изданных при поддержке благотворительного фонда «Вольное Дело» и некоммерческого партнерства «Историко-культурное наследие Кубани». Чтобы понять масштаб мероприятия, эти книги надо подержать в руках. Особенно впечатляет «Античное насле дие Кубани» - красочное издание более 600 страниц, в котором подробно описывается история края с древних времен. Понятно, что в создание этой книги вложен труд не одного десятка людей. Да и средства на воплощение таких проектов требуются сегодня немалые. - М е ж д у департаментом культуры Краснодарского края, государственным и учреждениями культуры Краснодарского края и фондом «Вольное Дело» давно установились прочные деловые отношения, которые способствуют изучению, сохранению и раз- витию духовных и историко- культурных традиций Кубани, -рассказала нам руководитель краевого департамента культуры Наталья ПУГАЧЕВА. - Работа ведется в нескольких направлениях: Это и программа научного исследования археологического памятника феде- рального значения «Городище Фанагория», и издательская деятельность, поддержка библиотек Кубани. Например, при участии фонда «Вольное Дело» издан ряд книг и фотоальбомов по истории и культуре Кубани и казачества: фотоальбом «Казаки зарубежья», история старинного казачьего рода «Байки деда Игната», фотоальбом «Фанагория», «Воспоминания историка А.Ф. Щербины», «Дневник кубанского казака». Конечно же, большое внимание уделяется поддержке молодых талантливых художников, архитекторов, дизайнеров - для них проводится конкурс «Молодая палитра Кубани». Ну и, несомненно, большое внимание уделяется живой легенде - Кубанскому казачьему хору.

Русская Атлантида

Если говорить об исторических памятниках нашего края, то наибольший интерес у исследователей сегодня вызывает Таманский полуостров. А именно Фанагория, с момента основания которой прошло более 2550 лет По масштабам, длительности истории и важности в историко-культурном отношении с ней могут сравниться только самые выдающиеся археологические памятники России. За свою 15-вековую историю Фанаго рия была крупнейшим экономическим и культурным центром Причерноморья, одним из самых больших греческих городов даже в масштабах Средиземноморья, первой столицей Болгарского государства, одним из важнейших городов Хазарского каганата. За время всей своей истории город являл собой яркий пример многонационального и многокультурного мегаполиса, в котором происходил уникальный синтез греческой и целого ряда местных культур. Но в первую очередь это древнейший христианский центр на территории России. Как известно, с земли Тамани начал свою проповедь апостол Андрей Первозванный. Есть предположение, что именно им могла быть основана одна из здешних епархий, а уже с начала VI века в заседаниях Вселенских соборов участвует епископ Фанагорийский. Кстати, именно здесь сложи- лась и самая крупная в Причерноморье иудейская община и построена первая на территории нынешней России синагога (16 г. н. э.). В новой истории страны город оставил след в названии Фанагорийского полка, созданного А.В. Суворовым. Императрица Екатерина Великая, наделяя черноморских казаков кубанскими землями, в своей грамоте указывала «Фанагорийский остров» - «с окрестностями».

Туристический центр - в преспективе

Фанагория - уникальное место для реализации проектов различного направления. А близость курортных городов может сделать ее одним из центров познавательного туризма. Любопытно, что примерно треть общей площади древнего города (около 25 га) затоплена морем, из-за чего о Фанагории иногда говорят как о «Русской Атлантиде». Это позволяет осуществлять подводные археологические исследования. Такие работы ведутся уже 12 лет, в результате чего открыты подводные фундаменты портовых сооружений и сделаны многочисленные находки, в том числе и уникальные (древнегреческие надписи, обломки мраморных статуй, архитектурные детали, монеты и др.). Исследования древнего города ведет Фанагорийская комплексная археологическая экспедиция Института археологии РАН. Кстати, с ее руководителем зав. отделом классической археологии ИА РАН Владимиром Кузнецовым, мы не раз проводили интервью. Большой интерес для науки представляют находки нескольких тысяч древних монет, а также целого ряда кладов - в том числе самых древних монет, чеканенных на территории России (VI в. до н. э.). Найдено также огромное количество массового археологического материала (амфоры, художественная керамика, терракотовые статуэтки, предметы вооружения, обломки мраморных статуй и многое другое. Понятно, что на голом энтузиазме такие работы сейчас невозможны. Но сотрудничество с Благотворительным фондом Олега Дерипаски «Вольное Дело», начавшееся в 2004 году, позволило Фанагорийской археологической экспедиции превратиться в одну из самых круп ных и успешных на территории России. Сделанные ее специалистами находки и научные открытия получили широкое международное признание. В 2012 году в районе Восточного некрополя Фанагории будет завершено строительство здания научно-культурного центра. Центр будет являться постоянно действующей базой Фанагорийской археологической экспедиции, где научные исследования будут проводиться круглогодично. В перспективе же на базе центра предполагается постро ить историко-археологический и ландшафтный музей-заповедник античного Причерноморья.

Тмутаракань

Таманское городище Гермонасса-Тмутаракань, является одним из уникальных археологических памятников на территории Российской Федерации. Это единственное городище, жизнь на котором беспрерывно продолжается уже более двух тысяч лет со времени основания здесь греческой колонии в первой половине VI в. до н.э. и вплоть до наших дней. За это время город Гермонасса-Тмутаракань не раз поменяло свое название. Гермонасса основанная греческими переселенцами из Митилены b VI в. до н.э. впоследствии входила в состав Боспорского царства, после нашествия гуннов в V-VI вв в состав Византийской империи, затем вVI в. являлась одним из городов Болгарского ханства. Со времени установления хазарского господства в Крыму и на Тамани в VIII в. на территории городища в крепости Таматарха находилась ставка хазарского гарнизона. Со второй половины X в. город являлся центром русского Тмутараканского княжества. Впоследствии, в XII в., как Матарха город принадлежал Византии и половцам. В XIII –XIV вв. городом Матлукой владеют золотоордынские ханы, а после монголо-татарского периода, городом правили местные черкесско-адыгские князья. Генуэзцы, которые еще в XIII в. начинают оседать в городе, уже в XV в. являются хозяевами и называют его Матрегой.

  Фото с сайта www.interneturok.ru

В XVI- сер.XVIII в. городом владеют турки, тогда же появилось название Таман. Согласно « Манифесту» Екатерины II от 8 апреля 1792 года, Тамань «на вечные времена» вошла в состав России. Территория, на которой расположено городище, достигает до 35 га. Памятник является многослойным. На некоторых участках городища культурные напластования достигают 12-14 метров. Сегодня почти вся территория памятника находится под современными застройками. Из 35 га. незастроенным остался небольшой участок, расположенный в северной части обрывистого берега Таманского залива - около 6 га. Оставшийся свободным от застроек участок городища, с 1978 г. объявлен «Заповедником под открытым небом », где ежегодно проводятся охранно-спасательные археологические работы. В настоящее время территория памятника является неотъемлемой частью Таманского музейного комплекса Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына и объектом музейного показа

Гермонасса - Тмутаракань в письменных источниках (у античных и средневековых авторов) упоминаемся скупо. А как объект археологического исследования памятник представляем собой поистине высшую сложность.

 

В русской исторической науке интерес к Таманскому городищу возник в конце XVIII в. и был связан с обнаружением Тмутараканского камня. Тогда же впервые был поднят вопрос о времени появления и присутствия славяно-русского населения на Дону и Тамани.

На протяжении XX столетия три археологические экспедиции проводили работы на городище

  • 1930-1931 гг. (Таманская экспедиция ГАИМК под руководством А.А. Миллера,).
  • 1952-1955 гг. (Таманская: экспедиция ИА АН СССР под руководством Б.А. Рыбакова);
  • 1956-1957, с 1965 гг. и по настоящее время (Н.П.Сорокина, Гермонасская экспедиция под руководством И.Б. Зеест, А.К.Коровиной, С.И. Финогеновой; с 1986 г. совместно с Тмутараканским отрядом КГИАМЗ О.В. и И.Н.Богословских, с 1998 г. Э. Р. Устаевой).

Работами археологических экспедиций установлено время основания античной Гермонассы ( пер, пол. VI в. до н.э.) . период наиболее интенсивной жизни (IV-III вв. до н.э. VIII - Х вв. н. э. и XII-XIV вв.). При исследовании открыты многочисленные античные и средневековые кладки жилых и общественных помещений, винодельни, хозяйственные ямы, колодцы и др.

Из многочисленных строительных остатков открытых археологами в античных слоях Гермонассы выделяется монументальное сооружение IV-III вв. до н.э., общая площадь которого составляет о.500 кв. м. Было установлено, что на протяжении 150 лет здание несколько раз перепланировалось и перестраивалось. А.Коровина на основании своих исследований, проведенных в 70-80 х. гг. и исследований И.Б. Зеест (60-е годы). предположила, что в данном месте находилась центральная часть города, возможно торговая площадь с пристанем.

К северо- западу от агоры (торговой площади) были открыты остатки усадьбы с хорошо сохранившимися стенами на высоту 1,5 м., с домашним алтарем, подвальным помещением ил сырцовых стен, с внутренним двориком, хорошо сохранившимся водостоком и колодцем (экспедиция А.Коровиной и С.И. Финогеновой).

Античные слои Таманского городища перекрыты мощными средневековыми отложениями. Средневековая Таматарха - Тмутаракань – Матлука - Матрега играла важнейшую роль крупного перевалочного пункта на торговом пути из Черного в Азовское море, наряду с Боспором (Керчь), запирая проход через пролив. Иными словами именно здесь сходились торговые пути, связывающие Византийскую империю с Хазарским каганатом и далее, с Хорезмом и Китаем.

Средневековую историю Таманского городища предпочтительнее начинать с VII в. времени образования на Таманском полуострове первого тюркоязычного государственного образования под названием Великая Болгария. Столицей этого нового образования сталa античная Фанагория, расположенная в 20 км к востоку oт Таманского городища. Именно в это время происходит резкое изменение всей материальной и духовной культуры в жизни города Таматархи. Появляются новые строительные приемы, меняется ориентировка жилых построек, их планировка и размеры. Благодаря тщательной обработке керамического материала археологи выявили многоэтничность этого города. Тщательное археологическое исследование памятника выявило следы нескольких больших пожаров прослеживающихся по всей территории города в средневековое время. Заслуживает внимания открытие экспедицией Б.А.Рыбакова в 50-х годах XX столетия остатков массивного фундамента 6-и пли 7-гранного в плане здания. Здание представляло собой, вероятно, сторожевую башню, так как в нем не было обнаружено никаких жилых остатков, печей и пр.

Экспедицией В.А.Рыбакова на Таманском городище были открыты фундаменты церкви Святой Богородицы упоминаемой в летописи под 1023 г. Кроме этого в южной части и памятника были открыты мощные оборонительные стены Тмутараканского времени Х-ХI вв. Археологические исследования в 50-е годы XX столетия открыли Тмутаракань, уже с XII в. ставшую «землей незнаемой».

В последние годы XX столетия начала XXI при проведении охранно-спасательных работах Тмутараканского отряда КГИАМЗ под руководством Устаевой Э.Р. была открыта система отопления домов в XII-XIII вв. каннов, привнесенная на данную территорию в средневековое время мастерами из Средней Азии. Установлено, что город Матрика в отличие золотоордынских городов Азова. Сарай Бату, Азака, Старого Крыма имеем иное своеобразие и суть. Это особый локальный остров культуры средневековья, существующей параллельно с яркой имперской культурой. Этот город настолько был обособлен от метрополии, что его не коснулся общий стандарт золотоордынской культуры. При архиологическом исследовании практически, не встречаются керамические формы, как сфероконусы сосуды для хранения ртути, арабелы - цветочные вазы, керамические копилки и др. формы. Золотоордынская культура существует где-то, и ее отголоски доносятся до этого города, но они очень слабы.

Картина жизни средневекового города Таматарха - Тмутаракань рисуется отдельными сюжетами. Требуются усилия исследователей археологов, чтобы разобраться в бесконечных напластованиях культурных слоев, каменных и глиняных конструкциях, зачастую следующих древним традициям и мало меняющихся во времени, чтобы уловить своеобразие эпох. Устаева Э.Р

 

Наш адрес:
Краснодарский край, Темрюкский район,
станица Тамань, Улица Лебедева, 102
тел:. +7 (86148) 31-5-61