Подворье "Кашеварня" (экскурсия для самостоятельного осмотра)

 

Каждый день казачек начинался с тяжелого труда. Необходимо было сходить за водой к колодцу, растопить печь и поставить вариться в чугунке кашу на завтрак семье. На подворье вы видите летние печи – кабыцы, в теплое время года именно на ней готовили еду. Каши любили разные - как на воде, так и на молоке: ячневую, пшеничную, пшенную, гороховую, конопляную. Одной из местных каш можно назвать гарбузяную кашу (тыквенную). Во время постов готовили кулагу - обжаренная мука, залитая узваром. Близкое расположение к Кавказу обусловило распространение здесь также кукурузной каши - мамалыги. Рис и гречневая каша вошли в рацион лишь в XX в.

Каша не только являлась основой рациона, но и неотъемлемой частью местных ритуалов в праздничные или обрядовые дни. Такой кашей можно назвать кутью: очищенная от оболочек пшеница варится, а затем сдабривается медом и сухофруктами (постная без добавок). На Рождество дети обязательно обходили с кутьей крестных, бабушек и дедушек, которые их одаривали взамен. По традиции в этот день ничего не едят, а с появлением первой вечерней звезды на небосклоне начинают трапезу с кутьи. С первой ложкой отец приглашал мороза со словами: «Мороз, мороз, приди до нас вечерять. Да не морозь наших телят, ягнят, ребят».

Одной из самых распространенных каш у казаков был кулеш - пшенная каша в виде похлебки, сдобренная поджаренным луком на сале (в пост на постном масле). Удобный вариант для приготовления в походных условиях.

В хате находятся предметы сопутствующие в жизни и быту: разнообразные крынки и глэчики для хранения и приготовления пищи; комод-скрыня для хранения домашнего утвари ( постельное белье, предметы быта, все то, что не должно было попадаться на глаза в хату входящим); рубель для глажки (деревянный утюг для выкатывания ткани); маслобойка для производства домашнего масла и многое другое. Спальное место хозяев выделено в маленькой отдельной комнате.

«Только там кашу едят, где зерно растят».